1 Содержание Программы развития МБДОУ Вертячинский детский сад «Дюймовочка», на 2021-2025 годы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Содержание Страница Пояснительная записка 3 Паспорт Программы развития на 2021-2025 г.г. 5 Информационная справка об образовательном 10 учреждении Проблемно-ориентированный анализ 12 деятельности МБДОУ Концепция и стратегия развития МБДОУ 22 Содержание и направления реализации 24 программы развития Организация руководства и контроля в ходе 29 реализации Программы развития Прогнозируемый результат реализации 30 Программы развития Список используемой литературы 31 2 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Вертячинский детский сад «Дюймовочка», является локальным актом, определяющим стратегию развития учреждения с 2021 года по 2025 год. Программа развития учреждения – это спланированная система управленческих действий по достижению желаемой модели учреждения, которая затрагивает всех участников педагогического процесса: детей, педагогов, руководителя учреждения, родителей. Разработка нового документа обусловлена окончанием срока реализации предыдущей программы, необходимостью постановки новых целей и задач перед коллективом на основе проведенного проблемного анализа деятельности МБДОУ за 2015-2020г.г. Современные ориентиры модернизации системы российского образования–доступность, качество, эффективность - предъявляют повышенные требования к дошкольным учреждениям. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Реформы современного дошкольного образования характеризуются интенсивными поисками путей обновления его содержания, созданием оригинальных методов и средств развития, воспитания и обучения дошкольников, направленных на обеспечение позитивной социализации, создания условий для развития самостоятельности и инициативы воспитанников. Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела актуальный характер. В современных условиях дошкольное учреждение представляет собой открытую развивающуюся систему, основа которой – успешное взаимодействие с социумом. На практике отмечаются следующие общие проблемы дошкольного образования, характерные, в том числе, и для МБДОУ Вертячинский детский сад «Дюймовочка»,: - Недостаточное использование развивающих технологий в работе с детьми, преобладание традиционных форм и методов организации образовательного процесса; - недостаточная готовность педагогов организовывать образовательный процесс на основе поддержки детской инициативности; 3 - несогласованность требований педагогов и родителей к воспитанию и развитию детей, недостаточная грамотность родителей в вопросах последовательного развитияи воспитания детей. Ценность качества образовательного процесса для ДОУ напрямую связана с ценностью ребёнка. Стремление построить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка означает, с одной стороны, бережное отношение к ребёнку (его здоровью, его интересам, его возможностям), с другой стороны, профессиональное создание оптимальных условий для его развития в воспитательно-образовательном процессе. Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями развития деятельности ДОУ служат: обеспечение доступности качественного дошкольного образования, в том числе, для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей с высоким уровнем развития; осуществление целостного подхода к оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников; развитие профессионального и творческого потенциала педагогических кадров улучшение материально-технической базы МБДОУ; совершенствование внутренней системы оценки качества образования. 4 2.ПАСПОРТПРОГРАММЫРАЗВИТИЯ Полное название Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Вертячинский Программы детский сад «Дюймовочка», Руководитель Программы Разработчики Программы Основания для разработки программы, нормативные документы. И.О. заведующего МБДОУ Вертячинский детский сад «Дюймовочка», Подъячева Н.Н. И.О. заведующего МБДОУ Вертячинский детский сад «Дюймовочка», Подъячева Н.Н. Старший воспитатель Суровцева С.Н.. Закон "Об образовании в Российской Федерации" 29.12.2012 N 273-ФЗ Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014« Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26); Изменения к СанПиН, введенные в действие с 20 сентября 2015 года постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 августа 2015 года № 41 Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО) Устав ДОУ Основная образовательная программа МБДОУ И.О. заведующего МБДОУ Вертячинский детский сад «Дюймовочка» Назначение Программы Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного учреждения на основе анализа работы за предыдущий период. В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации образовательного процесса, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов. 5 Цель Программы Подцели Программы Создание условий для повышения качества образовательной среды, максимально обеспечивающей здоровьесбережение, развитие и саморазвитие всех участников образовательных отношений. - обновление содержания и форм организации дошкольного образования в соответствии с современными требованиями в условиях реализации ФГОС ДО; - совершенствование системы здоровьесбережения средствами активного взаимодействия участников образовательных отношений; - разработка и внедрение внутренней системы оценки качества образования с учетом региональных рекомендаций; создание благоприятных условий, обеспечивающих эмоциональный комфорт и социальное благополучие каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями; - модернизация процесса повышения квалификации педагогов, направленная на повышение уровня их профессиональной компетентности с учетом требований профессионального стандарта педагога; - совершенствование работы по взаимодействию с семьями воспитанников посредством использования нетрадиционных форм работы и привлечения к участию в образовательной деятельности; обновление развивающей предметно-пространственной среды и материально-технической базы дошкольного учреждения. Принципы Принцип системности – целостный подход, взаимодействие образовательной и взаимосоответствие всех направлений и звеньев на деятельности достижение оптимального результата – развития личности ДОУ в рамках ребенка. программы Принцип развивающего образования опирается на «зону Развития на ближайшего развития» и предполагает использование 2021-2025 гг. новейших технологий и методик. Принцип индивидуализации и дифференциации предполагает учет субъективного опыта, индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов и способностей детей и взрослых. Принцип – гуманизации – это утверждение непреходящей ценности человека, его становление и развитие. Принцип увлекательности – является одним из важнейших. Весь образовательный материал интересен детям, доступен и подается в игровой форме. 6 Сроки выполнения и этапы реализации программы Принцип вариативности предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка. Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого. Программа будет реализована в 2021-2025 годы в три этапа. 1-ый этап – подготовительный (2021-2022уч.г) Цель: Создание стартовых условий для реализации программы развития, информационно -- аналитическая деятельность по направлениям работы МБДОУ. Задачи: - Диагностика имеющихся ресурсов, поиск условий для реализации Программы. - Анализ актуального состояния материально-технической базы, развивающей предметно-пространственной среды, методического и дидактического обеспечения образовательного процесса. - Анализ профессиональных возможностей педагогического коллектива. - Анализ работы с семьёй, выявление образовательных запросов. - Разработка нормативной правовой документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития. - Создание условий (кадровых, материально-технических и т.д.) для успешной реализации мероприятий. - Анализ, корректировка цели, конкретизация задач и содержания работ на этапе. 2-ой этап – практический (2022-2024уч.г) Цель: Обеспечение реализации Программы развития. Задачи: - Апробация новшеств и преобразований существующей системы, переход учреждения в новый режим работы. - Повышение качества дошкольного образования. Обновление содержания образовательного процесса с использованием современных педагогических технологий. - Разработка и внедрение ВСОКО - Обеспечение физического и психического развития детей, коррекции этого развития. - Совершенствование работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников. - Совершенствование системы работы МБДОУ с семьей по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста. - Улучшение оснащения и материально-технической базы 7 МБДОУ, создание условий для реализации ФГОСДО. 3-ий этап – итоговый (2024-2025уч.г.) - реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов; - анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в Программе развития. Ресурсное обеспечение реализации Программы Данная Программа может быть реализована при наличии: - Квалифицированных кадров; - Методической поддержки педагогов; - Мотивации педагогов к качественным изменениям в образовательном, воспитательном и оздоровительном процессах; - Развитой материально-технической базы (соответствующей требованиям ФГОСДО); - Информационного обеспечения образовательного процесса; - расширения сотрудничества с учреждениями социума и другими образовательными организациями. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - сохранена конкурентоспособность МБДОУ в сфере предоставления образовательных услуг в Городищенском районе; - функционирует система по сохранению и укреплению здоровья воспитанников «ребенок - педагог - родитель», наблюдается положительная динамика здоровья воспитанников всех возрастных групп; - обеспечена эффективная реализация Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ, отобраны и используются методы, приемы и технологии, максимально соответствующие требованиям ФГОСДО; - рост профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников; рост образовательных и творческих достижений всех субъектов образовательного процесса; - рост профессиональной компетентности педагогических кадров с учетом требований профессионального стандарта педагога ; - разработана и внедрена внутренняя система оценки качества образования; - организовано участие педагогического коллектива в региональных и муниципальных проектах; - получила развитие система социального партнерства, ориентированная на расширение образовательного пространства и возможностей учреждения в решении задач развития всех участников образовательных отношений; - организовано эффективное взаимодействие с семьями воспитанников, поддерживается атмосфера доверия, 8 Координация деятельности и контроля по реализации программы возлагается на администрацию учреждения, ежегодным обсуждением результатов на итоговом Педагогическом совете, публикацией на сайте ДОУ. Система организации контроля выполнения Программы Целевые ориентиры деятельности ДОУ • • • • • • • • • • Функционирование ДОУ как открытой, динамичной, развивающейся системы, обеспечивающей свободный доступ ко всей необходимой информации о своей деятельности. Соответствие образовательного процесса и образовательных услуг требованиям ФГОС ДО. Положительная динамика состояния физического и психического здоровья детей. Снижение заболеваемости, приобщение дошкольников к здоровому образу жизни. Общая готовность детей к обучению в школе. Стабильное функционирование службы мониторинга (мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития). Повышение профессиональной культуры педагогов и умения работать на запланированный результат. Мотивация родителей к взаимодействию с ДОУ, реализация просветительских, творческих и досуговых программ для семей воспитанников. Современная предметно-пространственная среда и материально-техническая база, способствующая развитию личности ребенка. Реализация планов сотрудничества с социокультурными учреждениями. Создание эффективной системы управления качеством дошкольного образования. 3. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Общая информация Название образовательного учреждения (по уставу) Тип ОУ Вид ОУ Учредитель муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение И.О. заведующего МБДОУ Вертячинский детский сад «Дюймовочка», дошкольное образовательное учреждение детский сад Администрация Городищенского муниципального 9 района адрес официального сайта адрес электронной почты: фактический адрес: Волгоградская область, Городищенский район, х. Вертячий, ул. Кубанцева,68 Год основания ДОУ Юридический адрес 2015 403025 Волгоградская обл., Городищенский район, х. Вертячий, ул. Кубанцева,68 Телефон Электронная почта Официальный сайт в сети Интернет Фамилия, имя, отчество руководителя 89610821871 vertyachiy-ds@list.ru https://dyuymovochka.tvoysadik.ru/ Устав Лицензия Коллегиальные органы управления Традиции детского сада Подъячева Надежда Николаевна Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Вертячинский детский сад «Дюймовочка» от 29.09.2016 г. Срок действия: бессрочно. Педагогический совет, общее собрание работников детского сада • • • • • • • • Проведение народных календарно-обрядовых праздников Конкурс с участием родителей «Донская красавица» Выставки детско-родительского творчества Неделя здоровья Спортивные семейные праздники Посадка деревьев, благоустройство территории Игра-викторина «Один день в казачьей станице» Спортивные состязания "Детские казачьи шермиции" 10 Связь с социумом Модель МБДОУ (количество групп, дополнительных помещений, режим работы ) Сотрудничество с сельской библиотекой Сотрудничество с Музеем Сотрудничество с МБОУ Вертячинская СШ Сетевое взаимодействие с другими ДОУ города. Проектная мощность детского сада – 6 групп, 120 человек В дошкольном учреждении функционирует 3 группы общеразвивающей направленности: - 1-я младшая группа - 1 группа - средняя группа - 1 группа -подготовительная к школе группа — 1 группа Структурные компоненты: • 3 возрастные группы; • Музыкальный зал • Медицинский кабинет, изолятор; • Кабинет заведующего; • Пищеблок; • ИЗО-студия; • Спортивный зал; • Театральная студия; Общий режим работы: с 7.00. до 19.00, выходные дни – суббота и воскресенье. Детский сад решает 1.Охрана жизни и укрепление здоровья детей, воспитание потребности в здоровом образе жизни, следующиезадачи: развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности и состояния здоровья ребенка; 2.Создание условий, обеспечивающих гармоничное интеллектуальное, эстетическое и социально-личностное развития ребёнка, приобщение его к общечеловеческим и национально-культурным ценностям; 3.Построение взаимодействия с семьей по принципу партнерства для обеспечения полноценного развития ребенка. 4.ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ. 11 4.1.Анализреализации предыдущей Программы развития(2015-2020г.) В период с 2015 по 2020 годы дошкольное образование в учреждении развивалось в соответствии с Концепцией модернизации российского образования, Программой развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Вертячинский детский сад «Дюймовочка» на 2015-2020 годы и основной образовательной программой дошкольного образования ДОУ. Основными целевыми ориентирами программы были: - Обновление системы организации дошкольного образования, -укрепление здоровья воспитанников, внедрение системы инклюзивного образования, - Повышение профессиональной компетентности педагогов, -создание безопасной предметно-развивающей и материально-технической среды в соответствии с требованиями нормативных документов. Мероприятия программы развития на 2015–2020гг. реализованы в полном объеме. К основным итогам реализации Программы развития дошкольного учреждения можно отнести следующее: - Педагогический коллектив успешно осваивает современные формы взаимодействия с воспитанниками, внедряет в образовательный процесс эффективные педагогические технологии (игровые технологии, ИКТ, технологии педагогики сотрудничества, педагогические проекты), что позволяет учитывать личные интересы и предпочтения воспитанников, использовать интегративные формы развития детей; - На протяжении 5лет 100% выпускников продолжили обучение в общеобразовательных школах. - увеличилось количество дополнительных образовательных услуг, их видовое разнообразие (в течение 2015-2020гг. в ДОУ функционировали следующие кружки художественно-эстетической направленности: пластилинографии "Пластилиновое чудо", художественного творчества «Волшебный песок», «Умные ладошки»,) - созданы условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Помимо НОД, в музыкально-физкультурном зале и на спортивно-игровых площадках учреждения проводятся спортивно-игровые мероприятия, открытые просмотры, Дни открытых дверей для родителей (законных представителей); - сформирована команда педагогов-единомышленников.100% педагогов прошли курсы повышения квалификации по вопросам реализации ФГОС ДО; - созданы оптимальные условия для самореализации членов коллектива через распространение своего опыта в педагогических сообществах ,выступления на семинарах, участие в работе муниципальной опорной площадки; 12 - активизировалась профессиональная и творческая инициатива педагогов, о чем свидетельствуют многочисленные победы в конкурсах разного уровня; - стали более разнообразными формы взаимодействия с родителями. В практику активных мероприятий вошли музыкально-спортивные праздники и развлечения, интеллектуальные игры-викторины, конкурсы-выставки детско-родительского творчества, мастер-классы для родителей. - За прошедший период завершилось становление системы управления ДОУ. В настоящее время управление ДОУ осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом ДОУ является заведующий, который осуществляет текущее руководство деятельности ДОУ. Коллегиальными органами управления являются: общее собрание работников детского сада, педагогический совет, совет детского сада. Таким образом, анализ результативности выполнения Программы развития за 2015-2020гг. показывает, что детский сад последовательно решает задачи обновления образовательной деятельности, реализует ФГОС ДО. 4.2.Анализ состояния внутренней среды учреждения 4.2.1.Кадровое обеспечение Для кадрового потенциала МБДОУ характерны стабильность состава педагогических работников, что подтверждается показателем сохранения педагогического контингента: 100% педагогов работают в стенах детского сада более 5 лет. Уровень профессиональной подготовки педагогических работников соответствует тарифно-квалификационным требованиям по должностям работников учреждений образования российской Федерации, должностным инструкциям и требованиям профессионального Стандарта. Все педагоги работают на основе эффективного контракта (договора). Администрация ДОУ обеспечивает условия для профессионального роста сотрудников, организует своевременное обучение на курсах повышения квалификации (за3года обучились100% педагогов), участие в методических объединениях и творческих группах города. Педагоги дошкольного учреждения изучают опыт работы своих коллег в других учреждениях города на семинарах, тематических неделях, школах совершенствования педагогического мастерства, мастер-классах. 100%педагогов владеют компьютером, освоили ИКТ и активно используют технологию в практике своей работы с детьми и родителями (использование презентаций и видеороликов в образовательном процессе, ведение электронного документооборота). Важным фактором повышения профессионального уровня педагогов является самообразование. Результаты работы по самообразованию – источник это и конспекты НОД, планы разнообразных видов деятельности, дидактические 13 игры, памятки для всех участников образовательных отношений, методические разработки по разным образовательным областям. Сегодня наиболее актуальным является развитие динамических способностей педагога, формирования у них ключевых компетенций и компетентностей. А именно, умение целостно видеть развитие ребенка, осуществлять педагогическую деятельность с учетом изучения индивидуальных особенностей ребенка и прогноза его развития, владеть ораторскими способностями и коммуникативными навыками, быть менеджером своего дела и уметь выстраивать взаимоотношения со всеми субъектами образовательных отношений. Анализируя работу по направлению «Кадровое обеспечение» можно сделать вывод, что в педагогическом коллективе ДОУ сформирован интерес педагогов к повышению квалификации, востребованы курсы в области информационно-коммуникативных инновационных педагогических технологий, педагоги заинтересованы в участии в мероприятиях. Но, возникшая за последние годы проблема отсутствия притока молодых специалистов в детский сад становится актуальной. Более 45лет. Возникает проблема профессионального выгорания педагогов. Кроме того, в ДОУ нет узких специалистов (музыкального руководителя). Исходя из этого, в Программу развития на период 2021-2025гг. следует включить: • создание условий для саморазвития и самореализации педагога через разные формы распространения опыта работы педагогов, • разработку комплексного плана повышения профессиональной подготовки и переподготовки педагогов, развивающий его информационную культуру, профессиональные компетентности; совершенствование системы оценки качества педагогической деятельности и материального стимулирования кадров 4.2.2.Комплексная оценка здоровья. Комплексную оценку состояния здоровья детей и медицинское обслуживание МБДОУ осуществляет ЦРБ Городищенского района. Медицинский блок состоит из медицинского кабинета и изолятора. В медицинском кабинете ДОУ имеется все необходимое оборудование в соответствии с требованиями и нормативами СанПиН. Медицинский кабинет имеет государственную лицензию на право ведения медицинской деятельности. В детском саду регулярно проводится контроль реализации задач по выполнению оздоровительных мероприятий (закаливание, проветривание, двигательный режим, наполнение физкультурных уголков, организация занятий в физкультурном зале и на свежем воздухе, состояние планирования по физическому воспитанию). 14 В соответствии с планом проводится вакцинация детей, медицинская диагностика состояния здоровья, анализ динамики уровня заболеваемости каждого ребенка, контроль над состоянием заболеваемости. Рост показателя заболеваемости в ДОУ можно отнести за счет ежегодного увеличение количества детей с функциональными отклонениями в здоровье. Положительная динамика наблюдается в снижении числа пропусков по болезни на одного ребенка, уменьшении средней продолжительности одного заболевания. Сохранение и укрепление здоровья детей Охрана и укрепление здоровья воспитанников в детском саду осуществляется посредством медицинского обслуживания, соблюдения санитарногигиенических норм и правил, организации профилактической и физкультурно-оздоровительной работы. Понимая, что только здоровый и активный ребенок сформирует необходимые для успешного обучения интегративные способности индивидуальные качества, коллектив детского сада уделяет внимание всем формам сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Реализациязадачисохраненияиукрепленияздоровьявоспитанниковосуществл яетсявтрехнаправлениях: -физкультурноРабота с оздоровительнаяорганизованнаяобразовательнаядеятельнос детьми ть; - тематические занятия валеологического содержания; - музыкальная терапия; - «дорожки здоровья» (массажные коврики, мячи, нетрадиционные дорожки); - Спортивные праздники; - утренняя зарядка (с элементами коррекции и дыхательными упражнениями); - воздушные ванны. Работа с - санитарно-просветительская работа в рамках сотрудниками производственных собраний, гигиеническое обучение, ДОУ контроль за выполнением СанПиН; - освещение вопросов ЗОЖ на педсоветах, проведение семинаров, консультаций, тренингов. - индивидуальные консультации; Работа с - родительские собрания; родителями -оформление тематических стендов; - открытые мероприятия с участием родителей; - совместные проекты по формированию у детей ЗОЖ; - совместные спортивно-оздоровительные мероприятия; В целях профилактики, в период межсезонья в детском саду проводится ароматизация воздуха фитонцидами лука и чеснока. Круглый год проводится 15 С-витаминизация пищи. В детском саду организовано сбалансированное, полноценное 4-х разовое питание. Качество поставляемых продуктов и технология их приготовления находятся под постоянным контролем. Рацион питания включает разнообразный ассортимент продуктов: свежие овощи, фрукты, соки. Ведется подсчет выполнения натуральных норм и их своевременная корректировка. В целом, в учреждении выдерживается оптимальный режим питания. Таким образом, в детском саду разработана вне дрена оптимальная система оздоровления для каждой возрастной группы. В ООПДОУ разработана модель двигательного режима(по возрастам),включающая разнообразные формы взаимодействия с детьми: утреннюю гимнастику, НОД по физической культуре в спортивном зале и на воздухе, занятия на тренажерах, физкультминутки, подвижные и спортивные игры, эстафеты, физкультурные досуги, праздники, соревнования и другие мероприятия. Исходя из этого, в Программу развития на период2021-2025гг.следует включить: - разработку системы профилактики простудных заболеваний в группах раннего и младшего дошкольного возраста, внедрения современных форм физкультурно-оздоровительной работы с валеологическим содержанием; - активизацию просветительской работы с сотрудниками и родителями воспитанников по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, обучение вновь прибывших работников ДОУ на курсах по оказанию первой помощи; 4.2.3. Содержательная сторона образовательной деятельности. Образовательная программа МБДОУ «Вертячинского детского сада разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования и с учетом образовательных потребностей участников образовательных отношений. Содержательная сторона образовательной деятельности МБДОУ построена на концептуальных основах примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; Москва: «Мозаика-Синтез», 2016 г.). В дополнение к программе «От рождения до школы» педагоги детского сада используют парциальные программы федерального и регионального уровня. Использование педагогами парциальных программ, вариативных технологий и методик, направленных на физическое, интеллектуальное и личностное развитие, способствует накоплению и обогащению знаний детей, формирует у них практические умения и навыки, расширяет их кругозор, раскрывает творческий потенциал в соответствии со стандартом дошкольного 16 образования. Решение программных задач осуществляется в течение всего пребывания детей в детском саду в разных формах совместной деятельности взрослых и детей и в самостоятельной детской деятельности. Основу организации образовательной деятельности во всех группах составляеткомплекснотематическийпринциппланированиясведущейигровойдеятельностью. При комплексно-тематическом планировании чаще используются такие виды деятельности, как тематические проекты и экспериментирование, циклы событийных мероприятий, досуги, праздники, развлечения. В каждой группе используется свой режим дня, который устанавливает распорядок бодрствования и сна, время приема пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, координирует последовательность непрерывной образовательной деятельности, прогулок и самостоятельной деятельности воспитанников с учетом возрастных особенностей детей. Нормы и требования к нагрузке детей, а также планирование нагрузки НОД в течение недели определены в соответствии с санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН. Педагоги планируют образовательный процесс в двух организационных моделях: -совместная деятельность взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность и совместная образовательная деятельность в режимных моментах); -самостоятельная деятельность детей. Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. В игре реализуется значительная часть образовательных задач таких областей, как «Физическая развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие , Речевое развитие". Как положительный факт можно отметить оптимальную интеграцию образовательных областей. Педагоги сочетают разнообразные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, продуктивную, музыкально-художественную, чтения художественной литературы. В рамках проведения НОД воспитатели используют активные методы обучения: проблемно-поисковые ситуации, детское экспериментирование, познавательно-развивающие опыты, речевые загадки, ИКТ, нацеливающие детей на пролонгированный познавательный интерес. Для самостоятельной деятельности детей педагоги дошкольного учреждения создают предметно-развивающую среду, которая обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему 17 взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Комплексно тематический принцип планирования позволяет легко вводить в режим дня региональные и социокультурные компоненты. С учетом возрастных возможностей и потребностей детей дошкольного возраста принцип регионализации дошкольного образования реализовывается через ознакомление детей с историей семьи, города, родного края; культурой и ценностями Донского края и казачества. Благодаря региональному компоненту образования дети получают возможность беспрепятственно включаться в те области человеческой практики, которые традиционно сложились в нашем регионе. Итоговыми мероприятиями тематических недель становятся разноплановые мероприятия. Наблюдения за практикой организации образовательного процесса, анализ отдельных видов совместной деятельности педагогов с детьми показывают преобладание стереотипного поведения воспитателя в позиции «над ребенком». В большей мере педагоги ориентируются на усредненные нормативы развития, характерные для того или иного возраста детей, недостаточно обращается внимания на индивидуальную траекторию развития воспитанников. Необходимость индивидуальной работы педагоги видят для детей, испытывающих затруднения в усвоении программного материала. Подводя итоги, можно сделать вывод, что индивидуальная работа требует обновления и дифференциации. Необходимо сохранить имеющиеся положительные наработки и продолжать работу по предоставлению качественного образования каждому ребенку, определить формы и направления работы по реализации ФГОС ДО. В Программу развития на период 2021-2025г.г.следуетвключить: разработку плана совершенствования образовательного процесса, гарантирующего доступное и качественное дошкольное образование в соответствии с ФГОС ДО; - мероприятия по развитию инновационного потенциала учреждения с учетом создания ситуации успешности для детей с разными образовательными потребностями, обеспечивающие равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе. 18 4.2.4. Развитие материально–технической базы и создание безопасных условий пребывания детей в ДОУ. Учреждение снабжено центральным отоплением, горячим и холодным водоснабжением, канализацией, электричеством. В здании имеется АПС. Территорияземельногоучасткаогражденазаборомиполосойзеленыхнасаждений по всему периметру. На территории детского сада имеется: 4 игровых площадок с теневыми навесами и игровыми постройками для двигательной активности и ролевых игр. В вечернее и ночное время вся территория освещается. В МБДОУ имеются музыкальный и физкультурный зал, кабинет заведующего, медицинский кабинет с изолятором. Оформление всех помещений соответствует требованиям СанПиН, оборудовано необходимой мебелью и учебно-методическими пособиями. Медицинский кабинет оснащен необходимым оборудованием и имеет Лицензию на право ведения медицинской деятельности. Все групповые помещения детского сада соответствуют требованиям СанПиН. В группах уютно, комфортно, организованы центры для различных видов деятельности детей. Группы, кабинеты и зал оснащены мебелью, разнообразным игровыми спортивным оборудованием, дидактическими коррекционным материалом. Учебно-материальная база (оборудование, пособия, методическая литература ит.п.) находится в хорошем состоянии, в достаточном количестве и постоянно обновляется. Учреждение оснащено техническими средствами обученияимеются телевизоры, интерактивная доска, проектор, DVD, компьютеры, ноутбуки, оргтехника, музыкальный центр. За 2015-2020 учебные года частично обновлена мебель: заменены детские столы и стулья, приобретены новые игровые стенки и игровое оборудование. Пополнен ассортимент учебно-методических пособий. .Материально -техническое и программно-методическое обеспечение дошкольного учреждения позволяет решать образовательные задачи на современном уровне и в соответствии с ФГОС ДО. 4.2.5. Партнерские отношения с семьями воспитанников. Все формы работы с основными социальными заказчиками образовательных услуг – родителями воспитанников ДОУ- прописаны в ООП. Наиболее активно используются такие формы работы с родителями как мастер-классы для родителей, акции, спортивно-музыкальные развлечения, детско-родительские выставки, конкурсы. Педагогивовсехгруппахведутпропагандупедагогическихзнанийсредиродителей черезразработку и распространение печатной продукции: памяток, буклетов, информационных листков, а также используя дистанционные формы общения. Большинство родителей принимают активное участие в обеспечении 19 безопасных и благоприятных условий пребывания детей в ДОУ, в проведении субботников. Продолжает функционировать сайт детского сада, где регулярно обновляются новости дошкольного учреждения, выкладывается консультационная информация по вопросам развития детей, фоторепортаж и о наших успехах и достижениях. Анализируя деятельность учреждения по взаимодействию с семьями воспитанников, а также материалы по итогам изучения семей воспитанников, анкетирования, образовательных запросов родителей, можно сделать вывод, что: - 98% родителей удовлетворены организацией образовательно-воспитательного процесса; - Состоянием материально-технической базы учреждения удовлетворены 77% родителей; В Программу развития на период 2021-2025г.г. следует включить: - мероприятия, способствующие повышению роли семьи в становлении растущей личности, выявлению позитивного опыта семейного воспитания, - формы работы с привлечением родителей к управлению образовательным учреждением, -мероприятия, стимулирующие родительскую инициативность и заинтересованность, направленные на развитие учреждения. 4.3. Анализ внешней среды. Взаимодействие с социумом. Наше дошкольное учреждение является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Мы считаем, что взаимодействие с различными социальными партнѐрами способствует созданию условий для всестороннего, полноценного развития ребенка, взаимопроникновения в мир других людей, природы, культуры, сохранению и укреплению здоровья дошкольников, повышению педагогического мастерства педагогов. Анализ выявленных потенциальных возможностей окружающего социума, интересов детей и их дифференциация позволили спланировать и организовать совместную работу детского сада с другими дошкольными учреждениями города и социальными институтами, имеющими свои интересы в образовательной сфере. На протяжени и многих лет наше учреждение сотрудничает с социальными учреждениями хутора Вертячий Городищенского района: с сельской библиотекой с Музеем, с МБОУ Вертячинская СШ , Сетевое взаимодействие с другими ДОУ города. Эффективным механизмом такого взаимодействия стала система социального партнѐрства, в рамках которой проводятся различные мероприятия: участие в 20 реализации творческих проектов, экскурсии в библиотеку, встречи, выставки, спортивно-досуговые мероприятия, тематические концерты, мероприятия по сохранению здоровья детей. Тесное взаимодействие с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире. 5.КОНЦЕПЦИЯ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МБДОУ «Вертячинский ДС «Дюймовочка» Основной концептуальной идеей реализации воспитательно-образовательной работы является создание педагогической системы, отвечающей современным требованиям воспитания и развития ребенка, формирование активной личности, способной реализовать и проявлять свой внутренний потенциал в современном мире, способного активно мыслить и действовать. Педагогическая система ДОУ формируется на основе анализа предыдущей деятельности и глубинного изучения внутренних потенциальных возможностей, профессионального уровня педагогов ДОУ, возможных ресурсов, материально-технической базы, развивающей предметнопространственной среды, потребностей современного общества, семьи, а также социальное партнерство. В этой связи перед нами встала задача создания единой системы воспитательно - образовательного процесса, выстроенной на интегративной основе. Поэтому в ДОУ должны быть разработаны не только принципы целостного подхода к содержанию образования, но и личностно-ориентированной модели организации педагогического процесса, направленного на оздоровление и развитие ребенка. В детском саду образовательный процесс должен строиться вокруг ребенка, обеспечивая своевременное формирование возрастных новообразований детства, развитие компетентности, самостоятельности, творческой активности, гуманного отношения к окружающим, становление личностной позиции, получение ребенком качественного образования как средства для перехода на последующие возрастные ступени развития, обучения и воспитания. Ведущими ценностями при разработке концепции для нас стали: ценность здоровья, ценность развития, ценность детства и ценность сотрудничества, которые, с одной стороны, выражают приоритеты современной гуманистической педагогики, с другой стороны, выступают содержанием ценностного освоения мира ребенком. Ценность здоровья требует создания в ДОУ условий для сохранения и укрепления здоровья детей (как физического, так и психического), приобщение их к ЗОЖ, формирования основ физической культуры и валеологической грамотности. Ценность развития направляет внимание на построение развивающего образовательного процесса, в котором актуализируются достижения и жизненный опыт каждого ребенка, обеспечивается развитие индивидуальных способностей и потребностей, формируется в условиях личностного выбора готовность детей к саморазвитию и самообразованию. 21 Ценность детства акцентирует внимание на том, что детство - это неповторимый, самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая культура, характеризующаяся целостным мировосприятием, открытостью миру, чуткостью, эмоциональностью, непосредственностью, готовностью к образованию. Специфика детства требует бережного отношения к особенностям возрастного развития, к внутреннему миру ребенка, а также создания условий для взаимодействия и взаимообогащения детского и взрослого миров. Ценность сотрудничества предполагает, что сотрудничество, партнерство, диалог, гуманное отношение рассматриваются как основной фактор образования и источник обновления образовательной системы. Программа развития основывается на следующих позициях: 1. Дошкольное детство является самоценным периодом в развитии личности (ФГОСДО). 2. Процесс дошкольного образования ребенка рассматривается нами как процесс целостного развития его личности. Такой подход предполагает не разрозненное влияния разных средств на отдельные стороны в развитии личности, а «интегрированное влияние одного средства во взаимосвязи с другими на разные стороны развития личности». 3. Дошкольное детство - это период обогащенного, многогранного развития и воспитания ребенка в различных видах деятельности, полноценного личностного формирования и становления, готовности его к школьному обучению (А.В. Запорожец). 4.Дошкольное образовательное учреждение является частью единого образовательного и социокультурного пространства Городищенского муниципального района. 5.Дошкольное образовательное учреждение открыто для инновационной и проектной деятельности с адекватно выявленной проблематикой, как внутри Учреждения, так и в ближайшем социуме. 6.С конструированное содержание современной модели образовательного процесса ориентирует педагогов МБДОУ на совершенствование и обновление единой развивающей образовательной и коррекционной среды для полноценного развития и саморазвития личности ребёнка. Все это создает условия для реализации Стандарта. Принципы построения Программы Программа строится на основе признанных в современной педагогике принципах и ценностях образования: 1. Гуманистический характер образовательного процесса; обеспечение физического и эмоционально-психологического благополучия ребенка, личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении ребёнка. 2. Принцип доступности дошкольного образования, расширение охвата детей дошкольным образованием. 22 Принцип индивидуализации, предполагающий индивидуальный темп продвижения ребенка, учет его способностей, интересов и наклонностей. 4. Принцип дифференциации, предполагающий учёт уровня развития детей, половой принадлежности. 5. Интеграциявсехобразовательныхобластейосновнойобразовательнойпрогра ммы. 6. Принцип демократического управления МБДОУ, предполагающий поощрение самостоятельности, инициативы, творчества педагогов, стимулирование инновационной деятельности. Вместе с тем повышение ответственности МБДОУ за выполнение своих функций, соблюдение нормативных условий образовательного процесса. Принятие Программы обусловлено наличием предпосылок для перехода МБДОУ наболее высокий уровень развития и функционирования. Содержание Программы развития опирается на актуальный уровень развития дошкольного учреждения, имеющихся условий и ресурсного обеспечения (научно-методическое, материально-техническое, информационное, кадровое, финансовое),потенциальные возможности коллектива и администрации, ожидания родителей и социума. 3. 6. СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ. 6.1.1-ый этап – подготовительный (2021-2022уч.г) Мероприятия Ответственный Проведение качественного анализа Заведующий ДОУ материально-технической базы и ,зам. зав. по АХЧ, ст. развивающей предметно-пространственной воспитатель среды. Анализ профессиональных возможностей педагогического коллектива, выявление Старший воспитатель резерва. Исследование климата в педагогическом и детском Старший воспитатель коллективах для определения Уровня психологической комфортности. Проведение управленческих мероприятий Заведующий ДОУ совместно с органами общественного управления, выявление направлений развития ,пути достижения целей. Оптимизация мониторинга качества оказываемых Заведующий ДОУ образовательных услуг ,ст.воспитатель 23 Подбор и апробация диагностических материалов, позволяющих контролировать качество образования на основе программных требований и ФГОС Заведующий ДОУ ,ст. воспитатель Оптимизация условий для развития одаренности детей. Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей Заведующий ДОУ ,ст. воспитатель Оптимизация системы совместной деятельности с социальными институтами города, семьями дошкольников, по приобщению к здоровому образу жизни, формированию у воспитанников элементарных чувств патриотизма и гражданственности, развитию нравственности, знакомству с региональным компонентом. Техническое сопровождение официального сайта ДОУ Заведующий ДОУ ,ст. воспитатель Заведующий ДОУ ,ст. воспитатель 6.2.2-ой этап – практический (2022-2024уч.г) 6.2.1.Блок«УправлениеДОУ» Мероприятия Ответственный Подготовка нормативно-правового обеспечения деятельности ДОО(внесение изменений в уставные документы, разработка, изменение локальных актов) Разработка системы материального стимулирования педагогов в соответствии с показателями эффективности Информатизация образовательного процесса в МДОУ:обновление и сбор актуальной базы электронных документов (планирование, диагностика, отчеты, портфолио педагогов и др.) Поддержка системы эффективного взаимодействия ДОО с социальными партнерами по вопросам оздоровления и развития детей, семейного воспитания и повышения квалификации кадров. Оптимизация мониторинга качества оказываемых образовательных услуг Подбор и апробация диагностических материалов, позволяющих контролировать качество образования на основе программных требований и ФГОС 24 Заведующий ДОУ Заведующий ДОУ Старший воспитатель Заведующий ДОУ Заведующий ДОУ ,ст. воспитатель Заведующий ДОУ ,ст. воспитатель Оптимизация условий для развития одаренности детей. Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей Оптимизация системы совместной деятельности с социальными институтами города, семьями дошкольников, по приобщению к здоровому образу жизни, формированию у воспитанников элементарных чувств патриотизма и гражданственности, развитию нравственности, знакомству с региональным компонентом. Техническое сопровождение официального сайта ДОУ Заведующий ДОУ ,ст. воспитатель Заведующий ДОУ ,ст. воспитатель Заведующий ДОУ ,ст. воспитатель 6.2.2.Блок«Повышениекачествапредоставляемыхуслуг» Мероприятия Ответственный Обновление образовательной программы в соответствии с актуальным состоянием образовательного процесса, внедрением новых педагогических технологий. Изучение и внедрение передового педагогического опыта по оценке и Развитию качества на уровне ДОО Проектирование развивающей предметнопространственной среды Корректировка системы мониторинга качества образовательного процесса в МБДОУ Подготовка нормативно-правового и методикодиагностического обеспечения мониторингового исследования. Корректировка системы планирования(перспективного, календарного Старший воспитатель Старший воспитатель Старший воспитатель Старший воспитатель Старший воспитатель 6.2.3.Блок«Здоровье» Мероприятия Ответственный Поиск и внедрение новых технологий оздоровления и физического развития детей Пропаганда здорового образа жизни среди детского и взрослого населения через оформление наглядной информации, работу в группах для родителей в соцсетях и на сайте, организацию совместных спортивных и др. мероприятий с 25 Старший воспитатель Старший воспитатель детьми и родителями. Обучение педагогов на КПК по современным образовательным технологиям здоровье сбережения и физического развития. Старший воспитатель Старший воспитатель, Разработка и реализация проектов здоровье сберегающей и здоровье формирующей направленности. 6.2.4.Блок«Развивающая предметно-пространственная среда» Комплексная оценка РППС Заведующий, старший воспитатель, рабочая группа Приобретение нового оборудования для реализации образовательных областей в соответствии с возрастными и гендерными особенностями дошкольников в соответствии направлениями Программы развития Оснащение образовательного процесса учебнометодическими комплектами, дидактическими пособиями в соответствии с ФГОС ДО и направлениями инновационной деятельности Обновление РППС в группах и на территории ДОУ в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Обеспечение доступности дошкольного образования для детей-инвалидов Заведующий, заместитель заведующего по АХР, старший воспитатель, Заведующий, заместитель заведующего по АХР, старший воспитатель, Заведующий, заместитель заведующего по АХР, старший воспитатель, 6.2.5. Блок профессионального роста педагогов «Кадровый потенциал» Мероприятия Ответственный Мониторинг профессиональной компетентности для выявления актуального уровня и определения возможных индивидуальных путей совершенствования Подбор КПК в соответствии с профессиональными потребностями каждого педагога 26 Старший воспитатель Старший воспитатель Составление индивидуальных перспективных планов повышения квалификации Обеспечение поддержки педагоговв популяризации своего опыта работы, в процедуре аттестации. Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством обучения на курсах повышения квалификации, посещения методических объединений, семинаров,творческих групп. Совершенствование профессиональной компетентности воспитателей и Специалистов по работе с детьми ОВЗ. Стимулирование педагогов к самообразованию, дистанционному обучению с использованием Интернет-ресурсов, созданию и общению в профессиональных сообществах,в т.ч.в сети Интернет Старший воспитатель, воспитатели Старший воспитатель Старший воспитатель Старший воспитатель Старший воспитатель 6.2.6. Блок "Социальное партнёрство" Мероприятия Поиск новых форм эффективного взаимодействия ДОУ с социальными партнерами по вопросам о воспитания и развития дошкольников Создание условий для обеспечения всестороннего развития способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста через систему сотрудничества ДОУ с социальными партнёрами Создание условий для формирования положительного имиджа МБДОУ детского сада №43 через участие детей, родителей, педагогов в мероприятиях сетевого взаимодействия Реализация ООП с использованием кадрового потенциала и других ресурсов социальных партнеров в рамках сетевого взаимодействия Освещение совместной работы на официальном сайте учреждения, в СМИ. Ответственный Заведующий ДОУ, старший воспитатель, Заведующий ДОУ, старший воспитатель, Заведующий ДОУ, старший воспитатель, Заведующий ДОУ, старший воспитатель, Заведующий ДОУ, старший воспитатель, 6.2.7.Блок«Взаимодействиесродителями» Мероприятия Ответственный 27 Анкетирование родителей по выявлению проблем в воспитании детей; уровня удовлетворенности родителей работой ДОУ; организации педагогической работы с родителями. Поиск и внедрение современных форм работы с родителями, как активными Участниками образовательных отношений Организация совместных мероприятий для воспитанников и их родителей (соревнования, конкурсы, мастер-классы) Организация наглядной агитации (оформление тематических стендов, раздача информационного материала). Приобщение родителей к общедоступной информации для ознакомления и Совместного обсуждения через Официальный сайт ДОУ. Старший воспитатель Старший воспитатель Старший воспитатель, воспитатели Старший воспитатель Старший воспитатель 7. ОРГАНИЗАЦИЯ РУКОВОДСТВА И КОНТРОЛЯ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ. РуководствоиконтрольвходереализацииПрограммыразвитияосуществляетсяадмини страциейДОУипредставителямиродительскойобщественности. Система организации контроля выполнения Программы: Отражение плана мероприятий контроля в годовом плане ДОУ,в тематике педагогических советов; Публикации на сайте МБДОУ,в СМИ; Отчет администрации перед Педагогическим советом, общим родительским собранием; Участие в экспертизе образовательной деятельности; Участиев муниципальных, районных семинарах, конференциях. Инструментарий проведения контроля: - Общественная экспертиза оценки качества образования ДОУ; - Статистические показатели мониторинга. Социальный эффект от реализации программы: - удовлетворение требований общенациональной системы качества образования иобразовательногозапросасубъектовобразовательногопроцессанаполучениекач ественного образовательного продукта; - повышение рейтинга дошкольного образовательного учреждения через создание имиджа ДОУ как детского сада, обеспечивающего гармоничное единство и взаимосвязь между достижением необходимого уровня Государственного образовательного стандарта и сохранением здоровья 28 дошкольников. 8. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ: - сохранена конкурентоспособность МБДОУ в сфере предоставления образовательных услуг в Городищенском районе; - функционирует система по сохранению и укреплению здоровья воспитанников «ребенок - педагог - родитель», наблюдается положительная динамика здоровья воспитанников всех возрастных групп; - обеспечена эффективная реализация Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ, отобраны и используются методы, приемы и технологии, максимально соответствующие требованиям ФГОСДО; - рост профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников ;рост образовательных и творческих достижений всех субъектов образовательного процесса; - рост профессиональной компетентности педагогических кадров с учетом требований профессионального стандарта педагога ; - разработана и внедрена внутренняя система оценки качества образования; - организовано участие педагогического коллектива в региональных и муниципальных проектах; - получила развитие система социального партнерства, ориентированная на расширение образовательного пространства и возможностей учреждения в решении задач развития всех участников образовательных отношений; - организовано эффективное взаимодействие с семьями воспитанников ,поддерживается атмосфера доверия, взаимоподдержки и общности интересовсдошкольнымобразовательнымучреждением,внедреныновыеформы работы с семьей, в том числе, с использованием интернет-пространства и мобильных приложений; - усовершенствована материально-техническая база, скорректирована развивающая предметно-пространственная среда и благоустроена территория МБДОУ; - родители удовлетворены качеством предоставляемых образовательных услуг, осуществлением присмотра и ухода за детьми(по результатам анкетирования); - создано единое информационное пространство, позволяющее использовать образовательные ресурсы системно и целостно; -созданы и распространяются методические пособия педагогов МБДОУ, отражающие лучший опыт работы. 29 9. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Белая К.Ю. От сентября до сентября: календарный план работы руководителя и воспитателя детского сада. М., 2010. 2. Белая К.Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОСДО. М.: ТЦ Сфера, 2014г. 3. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: метод. пособие.М.,2009. 4. Зебзеева В.А. Нормативное обеспечение дошкольного образования (с коментариями) М.:ТЦ Сфера, 2015. 5. Нормативная база современного дошкольного образования. М: Просвещение, 2014г 30 31